Фото: Dmitry Kalinovsky/Rusmediabank.ru

Иногда кассир в магазине не хочет принимать купюру с повреждением, например, подклеенную, слегка надорванную, с чернильной надписью и пр. Вы с этим соглашаетесь? Зря! Кассир не имеет права вам отказать. Его нежелание принять купюру является незаконным.

Если дефекты незначительны
Кассиры обязаны принимать у покупателей купюры, даже если они имеют некоторые недостатки. Вот они:
• купюра грязная;
• потрепанная;
• имеет потертости и надорванные места;
• имеет пятна и надписи;
• есть небольшие отверстия;
• лишена уголков или краев;
• на ней имеются следы штампов и пр.

Все магазины, кафе, рестораны, ателье, мастерские и прочие учреждения обязаны принимать к оплате такие купюры. При этом не имеет значения, какая форма собственности у этих предприятий — государственная или частная.

Запомните очень важное правило! А вот если кассир пытается дать вам сдачу банкнотой, имеющей повреждения, перечисленные выше, вы вправе ее не принимать. Можете потребовать, чтобы вам ее заменили. В этом случае с точки зрения закона клиент защищен даже лучше, чем юридические лица.

А если купюра сильно повреждена?
Выше речь шла о незначительных повреждениях. А если они существенные? Давайте разберемся, как нужно поступить.

Тогда вам придется обратиться в банк, где вам обменяют дефектные купюры на новые. Но при одном условии: если у вас имеется хотя бы 55% размера банкноты (а не ее маленький обрывок). Также в банке вам обязаны вместо дефектной купюры выдать новую в следующих случаях:
• при проверке в ультрафиолете на ней можно видеть изображение;
• если купюра склеена, при этом подклеенная часть составляет не менее половины площади купюры;
• если склеенная банкнота состоит из двух разных кусков, но эти куски одного номинала;
• банкнота, имеющая производственный брак.

Разумеется, все сказанное имеет отношение лишь к денежным знакам Российской Федерации. К денежным знакам иностранных государств это правило не относится. Поэтому при продаже, покупке или обмене валюты эти вопросы находятся в компетенции банка, проводящего обменные операции.

А как обстоит дело с металлическими деньгами?
Бывают случаи, когда кассир не хочет брать мелочь, особенно в тех случаях, когда покупка дорогая, и покупатель хочет заплатить за нее большим количеством монет. Понятно, что кассиру не хочется с этим возиться, поэтому он отказывается их принять. Вправе ли он это делать? Нет, конечно. По закону все банкноты и монеты являются платежными средствами и должны приниматься к оплате согласно их номиналу. Поэтому кассиры обязаны принимать у покупателя те деньги, которые у него имеются (конечно, при условии, что они не фальшивые). Но если кассир все-таки отказывается, напомните ему, что за данное нарушение предусмотрен штраф до 30 тысяч рублей. Можете сделать вид, что вы прямо здесь, не отходя от кассы, позвоните в Роспотребнадзор. Подействует.

Что делать, если кафе или ресторан не принимает оплату картой?
Сейчас многие люди практически не носят с собой наличных денег, а везде предпочитают расплачиваться с помощью банковской карты.

Но порой с этим возникают проблемы. Допустим, вы пришли в кафе или ресторан и сделали заказ. Вам его принесли, вы поели, хотите расплатиться картой, а кафе/ресторан ее не принимает. Что делать в таком случае?

Прежде всего, надо сказать, что устанавливать у себя или нет платежное устройство для банковских карт — это решает сам магазин/кафе/ресторан. Он может его установить, а может и нет. Но! Информация об этом должна быть доступна клиенту и располагаться на видном месте. Обычно такую информацию размещают на входной двери в магазин, ресторан, парикмахерскую, мол, здесь принимают оплату картой «Виза», «Мастер Кард» и др.

Если же в магазине/ресторане имеется платежный терминал, но в данный момент он сломался и не работает, об этом сотрудники должны предупредить клиента заранее, до того, как он купил товар или съел заказанный обед.

Что делать человеку, если его не предупредили о невозможности рассчитаться картой, а при себе у него нет наличных денег? В таком случае администрация заведения обычно старается прийти к компромиссному решению. Например, клиенту могут предложить перевести деньги с карты на карту с помощью онлайн-банка.

А вот требовать оставить что-то в залог администрация заведения не имеет права. Особенно, если у клиента требуют оставить в залог паспорт. Это категорически запрещено законом. За незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность, есть административная статья. Также запрещается требовать от посетителя, чтобы он «отработал» свой заказ: помог сделать в зале уборку и т. п. За подобное предложение администрации грозит уголовная ответственность.

Источник